Қазақша

Русский


Контакты


+7 (727) 382-41-74

+7 (727) 265-54-70

+7 708 151 5235

Главная  \ Новости  \  Страховой омбудсман в Казахстане.

Новости


20.06.2019

Страховой омбудсман в Казахстане.


Начну с истории создания института страхового омбудсмана в Казахстане.

Наличие негосударственных институтов внесудебного разрешения спорных ситуаций является одним из существенных элементов рыночных отношений в развитых странах.

Преимущества внесудебного урегулирования споров очевидны и могут быть сведены к следующим показателям: упрощённый порядок и конфиденциальность, оперативность рассмотрения спора, практическое отсутствие расходов сторон, связанных с урегулированием спора, общее уменьшение нагрузки на судебную систему.

В Казахстане последние годы проводиться реформирование судебной системы, следуя велению времени, вводятся новые институты урегулирования споров в досудебном порядке: страховой омбудсман, банковский омбудсман, медиативная процедура, партисипативная процедура, совет биев, значительно вырос статус арбитража.

Институт финансовых примирителей или уполномоченных, есть и такое название людей нашей профессии, существует во всех странах с развитой экономикой, и каждый год количество увеличивается.  Сейчас такие институты действуют более чем в 40 странах мира, а количество примирителей превышает 60 человек. Различие в количестве примирителей или омбудсменов по отношению к странам вызвано тем, что в некоторых странах, в том числе и в Казахстане, могут быть два, а то и более примирителя. У нас в Казахстане, например два примирителя, страховой и банковский омбудсмены.

Необходимо отметить, что страховое сообщество Казахстана, первое на постсоветском пространстве внедрило механизм внесудебного разрешения споров, возникающих из обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, и в 2007 году был создан институт страхового омбудсмана. Например, в России финансовый уполномоченный начал свою деятельность только в текущем 2019 году, а страховые споры начал рассматривать с 1 июня.

Изначально введение института страхового омбудсмана было связано с тем, что возникла необходимость урегулировать возможные споры между страховыми организациями по прямому урегулированию в кратчайшие сроки и без обращения в суд.

Исходя из положительного опыта работы страхового омбудсмана, в 2009 году законодательно  страховому омбудсману даётся право урегулирования споров между страхователями (выгодоприобретателями) и страховщиками. Тем самым полномочия страхового омбудсмана были расширены, но это оставалась в рамках только одного класса страхования.

Хотел бы отметить, что с 2008 году страховой омбудсман становится полноправным членом INFO, - Международного сообщества системы омбудсманов финансовых услуг.

В ноября 2015 года я был избран на должность страхового омбудсмана, и почти сразу, исходя из положительного международного опыта, приступил к работе над законопроектом, которым вносились изменения и дополнения в законодательство Республики Казахстан по расширению полномочий страхового омбудсмана по урегулирования споров на все виды (классы) страхования.

И по истечению двух лет, 15 июля 2018 года вступил в силу Закон о внесении изменений и дополнений в законодательство о страхование и страховой деятельности, в том числе в Закон «О страховой деятельности», который регулирует деятельность профессиональных участников страхового рынка, была включена глава, которая посвящена страховому омбудсману, его статусу, принципам деятельности.

Теперь полномочия деятельности Страхового омбудсмана распространяются на все виды и классы страхования, которые есть в Казахстане. Так же были внесены дополнения в Гражданский кодекс Республики Казахстан и 10 законов, касающиеся деятельности Страхового омбудсмана.

Следовательно, деятельность Страхового омбудсмана регулируется Гражданским кодексом Республики Казахстан, 10-ю законами и внутренними правилами страхового омбудсмана, которые утверждаются советом представителей страхового омбудсмана.

Согласно законодательства, страховым омбудсманом является независимое в своей деятельности физическое лицо, осуществляющее урегулирование разногласий:

1) между страховыми организациями, возникающих по вопросам обязательного и добровольного страхования;

2) между страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями) и страховыми организациями, возникающих из договоров страхования.

Страховой омбудсман осуществляет урегулирование разногласий, в которых в качестве страхователей (застрахованных, выгодоприобретателей) выступают физические лица и (или) субъекты малого предпринимательства. Иные юридические лица могут обратиться к Страховому омбудсману только по классу (виду) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.

Сумма требований не должна превышать десятитысячекратный размер месячного расчетного показателя, что составляет на 2019 год 25 250 000 тенге.

Страховой омбудсман избирается сроком на 3 года, и не более 2 сроков подряд.

В целях обеспечения деятельности страхового омбудсмана в 2018 году была создана некоммерческая организация, - частное учреждение «Офис Страхового омбудсмана», в штате которого имеются помощники страхового омбудсмана, секретарь и специалист.

Страховые организации ежемесячно перечисляют взносы на обеспечение деятельности частному учреждение, размер которых утверждается в начале года, исходя из расходов частного учреждения.

Деятельность страхового омбудсмана осуществляется на безвозмездной основе.

Предусмотрено, что заявления страховому омбудсману могут быть поданы как непосредственно в офис Страхового омбудсмана, так и направлены нарочным, либо посредством онлайн системы урегулирования страховых споров, а также предусмотрено подача заявлений через страховые организации, их филиалы и представительства.

При получении заявления, Страховой омбудсман организует подготовку дела к рассмотрению и в случае необходимости, принимает дополнительные меры по подготовке дела, в частности, истребует со сторон письменные объяснения, доказательства и другие дополнительные документы. После чего назначается слушание по делу, на которое приглашаются стороны спора. По итогам слушания выноситься решение.  

При рассмотрении заявления и принятие решения Страховой омбудсман руководствуется следующими принципами:

1) равноправие сторон;

2) объективность и беспристрастность при принятии решения;

3) соблюдение тайны страхования и иной охраняемой законом тайны;

4) соблюдение прав и уважение охраняемых законом интересов сторон;

5) прозрачность и обоснованность процедуры принятия решения.

Решение Страхового омбудсмана в письменной форме доводится до сведения сторон, участвующих в урегулирование разногласий в течение пяти рабочих дней после устного оглашения резолютивной части решения.

Решение Страхового омбудсмана по разногласиям между страховыми организациями является обязательным для страховых организаций.

Решение Страхового омбудсмана по разногласиям между страхователем (застрахованным, выгодоприобретателем) и страховой организацией обязательно для страховой организации в случае принятия его страхователем (застрахованным, выгодоприобретателем).

Урегулирования споров между сторонами Страховым омбудсманом призвано обеспечить:

1) практическую помощь в преодолении разногласий и непонимания между участниками страхового рынка;

2) упрощение, быстроту и экономичность процедуры рассмотрения возникших вопросов по урегулированию взаимоотношений между сторонами;

3) сохранение и дальнейшее упрочение деловых, партнерских отношений регулируемых сторон.

Законодательно предусмотрено, что если Страховой омбудсман обращается в органы внутренних дел, органы прокуратуры, суды, организации здравоохранения, иные государственные органы и организации, располагающие информацией о происшествии и его последствиях, то эти органы обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

Только за прошлый, 2018 год, таких обращений было 147.

Что касается правоприменительной практики, то за 11 лет деятельности Страхового омбудсмана она, конечно, сложилась. В основном это толкование и применение норм права, связанные с обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Это и в отношении урегулирования споров между выгодоприобретателями и страховыми организациями в отношении обоснованности/необоснованности отказов в страховых выплатах или правильности и достоверности расчетов размеров убытков. Так и в отношении урегулирования споров между страховыми организациями по прямым выплатам. Как правила, по итогам года страховым омбудсманом обобщается практика, которая доводится до страховых организаций с рекомендациями применения тех или иных норм. В дальнейшем выявление пробелы в законодательстве выносились на рабочие группы, для выработки единого понимания у всех участников рынка норм права, и после вносились в законопроекты по страхованию, тем самым устраняя пробелы и коллизии норм.

Хорошим показателем правоприменительной практике считаю тот факт, что в период деятельности страхового омбудсмана было рассмотрено и вынесено решений более чем по 2 800 спорам. Из них в суде было обжаловано 53 решения страхового омбудсмана, из которых 46 решений оставлены без изменений, и только 7 отменены, что составляет 0,25 % от общего количества вынесенных страховым омбудсманом решений.

В начале, когда я вступил в эту должность, количество обращений увеличивалось из года в год, я думаю, что это было отчасти связано с тем, что в 2016 году вступили в силу новые правила определения размера вреда, причинённого транспортному средству, по которым страховые организации сами определяют размер вреда. И как всё новое, потребовалось время  для того, что бы настроить все бизнес-процессы внутри компаний, наработать практику в определении размера вреда, правильно научиться применять те или иные нормы права. В 2018 количество обращений в отношении размера страховой выплаты снизилось, но увеличилось количество обращений по добровольным видам страхования.

К сожалению, должен отметить, что до сих пор граждане чаще обращаются с исками к страховым организациям в суды, чем ко мне. Из общего количества таких обращений по стране, ко мне обращаются около 14 %, что я считаю очень низким показателем. Ведь многие споры могут быть урегулированы мирным путём в досудебном порядке.

Со своей стороны я стараюсь популяризировать институт страхового омбудсмана, используя любую возможность, чтобы рассказать о своей деятельности и преимуществе перед судебным разбирательством.

Так, только в июне, я участвовал в двух круглых столах, которые проводились в городе Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанским областным судом и в городе Нур-Султан, Верховным Судом Республики Казахстан и городским судом Нур-Султана. Темой этих мероприятий были: «Институт страхового омбудсмана, способ досудебного урегулирования споров» и «Институт омбудсмана – как альтернатива во внесудебном урегулировании споров». В работе круглых столов приняли участие судьи Верховного Суда Республики Казахстан, Городского суда и судов города Нур-Султан, Восточно-Казахстанского областного суда, представители уполномоченных по правам человека и по правам ребёнка, уполномоченного по правам предпринимателей, страховой и банковский омбудсманы, представители государственных органов, акиматов, банков, страховых компаний, медиаторов.

Данные мероприятия было направлено на повышение уровня финансовой и правовой грамотности населения в сфере защиты своих законных интересов и прав без обращения в суд, а при содействии и помощи действующих в Республики Казахстан омбудсманов, уполномоченных по правам человека, ребёнка и предпринимателей, и медиаторов мирного урегулирование споров во внесудебном порядке.

Надеюсь, что результатом проведения подобных мероприятий станет увеличения количество ко мне, а не суды.

Хотел бы отметить, что обращение к страховому омбудсману не лишает гражданина права в дальнейшем обратиться в суд, если по каким-либо причинам решение страхового омбудсмана его не удовлетворит.

Каждый рассмотренный мной случай по своему уникален, и запоминается. К тому же по итогам рассмотрения обращения и вынесения по нему решения, я провожу анализ и делаю выводы, которые в дальнейшем отражаются в правоприменительной практике.

Наиболее запоминающимися являться обращения связанные с требованиями о страховой выплате по факту причинение вреда жизни и здоровью, повлёкшие смерть потерпевшего.

В настоящее время, и ранее, наибольшее количество разногласий между выгодоприобретателем и страховой организацией возникают о размере страховой выплаты, связанной с причинением ущерба автомобилю потерпевшего. В общем количестве обращений они составляют около 70 %. И оно понятно, даже следуя требованиям законодательства и используя один и тот же программный продукт для расчёта стоимости восстановительного ремонта автомобиля, два специалиста посчитают по разному, по причине того, что каждый из них мог использовать разные источники цен на детали, требующих замены при ремонте. Что приводит к разногласиям и последующему спору.

Гражданам, заключающим договоры страхования, рекомендую обязательно вычитывать условия страхования, исключения, сроки действия договора и порядок страховых выплат при наступлении страхового случая. Если что ли не понятно, то расспросить менеджера страховой организации, что понимается под тем или иным пунктом договора, а при необходимости обращаться к юристам или консультантам не страховых организаций, которые могут пояснить как третья незаинтересованная сторона. Если же наступило событие, которое может быть страховым случаем, то действовать согласно условиям, прописанным в договоре страхования, во время уведомить страховую организацию, собрать необходимые документы доказывающие наступление страхового случая и размер причинённого вреда. Если же возникли разногласия, как по осуществлению выплаты, так и по размеру страховой выплаты, то обратиться в первую очередь к страховому омбудсману.  

Страховым организациям рекомендую быть клиентоориентированными, так как ваши клиенты это ваш основной капитал.

Полную статью можете прочитать на AND.KZ




Все новости